подробнее

В НБУ рассказали, как российские банки уйдут из Украины

Российские банки, которые работают в настоящее время на Украине, не имеют будущего в этой стране. Так оценила перспективы российских финансовых учреждений на украинском банковском рынке замглавы Нацбанка Украины Екатерина Рожкова.

По словам Рожковой, для российских банков, которые работают на Украине, «есть два возможных пути: или найти себе нового владельца, или постепенно сокращать объемы присутствия на украинском банковском рынке». Эти финучреждения, добавила она, с 2014 года сокращают активы, работают в режиме ограничений, не кредитуют и имеют задолженность.»Сегодня российские банки ищут покупателя. Мы контролируем все эти банки и не видим какой-либо угрозы (для банковского сектора Украины — прим.ТАСС)», — сказала она на пресс-конференции.

«Учитывая существующие санкции, говорить о потенциальной будущей докапитализации банков с российским капиталом мы не можем»,— заявила замглавы НБУ Екатерина Рожкова вчера на пресс-конференции. По ее словам, докапитализация российских банков за счет конвертации ранее привлеченных материнских ресурсов в капитал преимущественно произошла. Санкции Украины запрещают вводить новый капитал из России, но позволяют конвертировать в капитал ранее предоставленные российскими материнскими структурами средства. «Никакого развития быть не может, потому что наращивание активов вызывает необходимость в дополнительном капитале»,— отметила госпожа Рожкова (цитата по «Интерфакс»): «Для них есть два пути — или найти нового собственника или постепенно сокращать свое присутствие на рынке». Как уточнили «Ъ» в пресс-службе НБУ, речь идет о входящих в группу ВТБ банках — ВТБ (Украина) и БМ Банке, «дочках» Сбербанка — Сбербанк (Украина) и VS Банк, а также о принадлежащем Внешэкономбанку (ВЭБу) Проминвестбанку.

При этом, как сообщила замглавы НБУ, за прошлый год вклады населения Украины в российских банках уменьшились почти на 2 миллиарда гривен ($72 млн. «Но их там все еще остается 22 миллиарда гривен ($790 млн), 16 млрд гривен ($576 млн) средств юридических лиц, то есть суммарно около 37-38 млрд средств граждан и предприятий», — сказала Рожкова.

Кроме того, кредитный портфель российских банков составляет 134 млрд гривен ($4,82 млрд). «Это цифры, которые нас беспокоят, но они уменьшаются», — сказала Рожкова.

14 августа 2014 года Верховная рада Украины приняла закон о санкциях. Он в частности предполагает «запрет увеличения размера уставного капитала банков, в которых резидент иностранного государства (вмешавшегося во внутренние и внешние дела Украины), иностранное государство, юридическое лицо, участником которого является нерезидент или иностранное государство, владеет 10 и более процентами уставного капитала или имеет влияние на управление юридическим лицом или его деятельность». В результате в этот список попали все «дочки» российских госбанков.

Слова госпожи Рожковой не оставляют иллюзий относительно перспектив «дочек» российских госбанков на Украине — так или иначе они должны уйти. Таким образом, становится совершенно очевидно, что ждать новых поблажек со стороны НБУ или снятия санкций с отдельных игроков из числа вышеназванных не стоит. В ноябре прошлого года НБУ сделал исключение для входящего в группу ВТБ украинского БМ банка. Тогда Нацбанк обновил порядок применения санкций, разрешив ему докапитализацию, в результате банк смог избежать потери лицензии из-за снижения капитала ниже допустимого уровня, был докапитализирован и сейчас выставлен на продажу (см. «Ъ» от 20 декабря 2016 года).

В НБУ подчеркивают, что решение о стратегии дальнейшего развития на банковском рынке Украины «дочек» российских госбанков находится исключительно в компетенции акционеров и руководства банков. Тем не менее выбор у акционеров небольшой: продажа или сворачивание бизнеса. По словам госпожи Рожковой, шансы продать украинские «дочки» есть у ВЭБа и ВТБ. Она отметила, что переговоры уже ведутся и есть несколько заинтересованных инвесторов — как украинских, так и зарубежных. «Мы будем рады, если какой-то инвестор купит их, и банки продолжат работать»,— отметила госпожа Рожкова. А вот найти инвестора для украинского Сбербанка будет весьма сложно, так как банк достаточно крупный, добавила она. Впрочем, для всех банков у НБУ есть универсальный рецепт. «Основная часть фондирования активов этих банков идет за счет капитала. Им надо не так много погасить, чтобы рассчитаться по обязательствам. А дальше они смогут с финансового рынка уйти»,— пояснила госпожа Рожкова.

Российские госбанки весьма сдержанно отреагировали на вчерашние заявления НБУ. «Планируется, что в течение первого полугодия дочерний украинский банк будет продан»,— сообщили в пресс-службе ВЭБа. Пресс-служба ВТБ не ответила на вопросы «Ъ», сообщив, что «официальная позиция по данной теме опубликована на странице группы ВТБ в Facebook». Конкретики там мало — «банк продолжает переговоры со всеми заинтересованными сторонами по продаже ВТБ (Украина)». Сбербанк оставил тему без комментариев.

Эксперты уверены, что, несмотря на четко обозначенную позицию НБУ, форсировать уход «дочек» российских банков украинский регулятор не будет.

«В отношении «дочек» российских госбанков, как и для всех банков Украины, регулятором утвержден план формирования резервов и увеличения достойности капитала к 2018 году (у каждого банка они свои), и пока, насколько мы понимаем, банки справляются,— говорит аналитик Moody’s Елена Редько.— Не думаю, что стоит ожидать, что НБУ введет к банкам с российским капиталом какие-то особые требования. В данном случае, скорее всего, будет соблюден баланс между политическими интересами и стабильностью финансовой системы, поскольку Фонд гарантирования вкладов Украины не безграничен, а «дочки» российских госбанков — крупные игроки на рынке вкладов». Регулятор не может росчерком пера закрыть банки с российским госкапиталом, признала Екатерина Рожкова, отметив, что у них на счетах 22 млрд гривен ($815 млн) вкладов населения и 16 млрд гривен ($592 млн) средств украинских компаний.

Впрочем, нынешнее положение для российских акционеров очевидно некомфортно. «Сейчас у указанных банков нет проблем с капиталом и ликвидностью,— говорит аналитик по банковскому сектору ICU (Украина) Михаил Демкив.— Однако в условиях санкций дальнейшее развитие банков с российским капиталом на украинском рынке невозможно». При этом реального интереса со стороны инвесторов к украинским банкам не существует, как и к большинству других активов страны, отмечает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко «В краткосрочной перспективе продать их почти нереально,— уверен он.— Свидетельством тому являются сложности с приватизацией любых государственных объектов».

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Материалы партнеров:

Читайте другие новости:

Читайте также

Ученый объясняет, как новейшие вакцины могут помочь в лечении рака

Гинцбург в своем недавнем заявлении обсудил результаты доклинических испытаний вакцины против рака. Он отметил, что вакцина обладает свойством подавлять развитие опухолей, что является многообещающим для будущих методов лечения рака. Эти…

Подробнее...

Безопасность WhatsApp: как избежать ловушек мошенников с помощью настроек конфиденциальности

WhatsApp – это известный мессенджер, который используется миллиардами людей на планете. Однако, с его распространением возникает и множество угроз. Мошенники постоянно разрабатывают новые методы обмана, чтобы получить доступ к личной…

Подробнее...

Сектантский апокалипсис: как страх перед концом света привел к самоповреждениям и трагедиям в СССР и России

В нашем мире существует множество примеров того, как люди готовы жертвовать всем ради обещаний, которые кажутся им заманчивыми. Это стремление к лучшей жизни, к поиску смысла или даже к духовному…

Подробнее...