подробнее

Новости мира: Берлинский международный кинофестиваль с распростертыми объятиями встретил разных мировых знаменитостей

Новости мира: Берлинский международный кинофестиваль с распростертыми объятиями встретил разных мировых знаменитостей. Именно это мероприятие по праву можно назвать одним из самых политизированных во всем мире. Но этот год стал действительно запоминающимся, ведь Берлинале начался с показа фильма «Джанго» Комаре.

«Джанго» — режиссерский дебют Этьена Комара, французского сценариста и продюсера. В главной роли Реда Катеб, кино- и театральный актер алжиро-итальяно-чешского происхождения. «Джанго» — история Жана Рейнхардта, знаменитого гитариста и композитора цыганского происхождения. Комара заинтересовал конкретный отрезок его жизни.

В 40-е Джанго жил и играл во Франции, и когда по всей Европе нацисты уже истребляли его соплеменников, он словно ничего не замечал. В оккупированной Франции на его концертах висят таблички «танцевать запрещено», но публика все равно танцует, так виртуозно он играет.

А вот когнитивно диссонируют с привычным нам образом военные в нацистских мундирах, которые тоже почти приплясывают, эдакие нацистские стиляги. Далеко не все, конечно, кто-то наоборот встает и выходит из зала, гитлеровская Германия, мягко говоря, не приветствовала джаз.

Привычная жизнь музыканта заканчивается, когда его приглашают в тур по Германии и настоятельно рекомендуют поехать. Джанго понимает, что это уже совсем другой коленкор. «Во Франции вам многое позволяют, у нас такое невозможно», — говорит ему пришедший за кулисы немецкий офицер. Музыкант пытается отказаться от гастролей и вместе с семьей пускается в бега.

Режиссерский дебют Комара получился средним, с неплохими актерскими работами. Но как фильм открытия он явно не дотягивает до уровня, допустим, «Отель Гранд-Будапешт» или «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов, не так давно в разные годы открывавших Берлинале.

Возможно решение отборщиков объясняется месседжем этого фильма об искусстве и авторитарной власти: художник не может оставаться безучастным и игнорировать происходящее в мире. Эта мысль повторяется в кадре буквально и довольно настырно.

Начинается «Джанго» с увертюры – гибели слепого поющего цыгана, отказывающегося замечать опасность и поплатившегося за это. «Я играю музыку, мне все равно, кто приходит слушать», — так говорит уже сам Джанго. «Ты заставляешь плохих людей танцевать», — успокаивает его, опасающегося гастролей по нацистской Германии, жена. Комар подтвердил очевидное: он снимал свое кино о человеке, который не видит, что мир меняется, и только когда война подкрадывается персонально к нему, глаза его открываются.

Тема отношений художника и власти, художника, вовлеченного в политику, политики в искусстве будет прослеживаться и в других фильмах фестиваля. Документальный «Процесс: Россия против Олега Сенцова» Аскольда Курова — об обвинении и осуждении режиссера Олега Сенцова (Berlinale Special), «Бойс», конкурсная документальная лента Андреса Файеля — о знаковом художнике, который сделал политическую деятельность частью своего искусства. Очевидно более зрительская «Королева Испании»  — об актрисе, которая снимается в кино во франкистской Испании (Berlinale Special).

Мы живем в такое время, когда никто больше не может чувствовать себя в безопасности, даже если мнит себя аполитичным. Во внеконкурсном «Баре»  посетители питейного заведения стали жертвами снайпера, а в сериале «Под поверхностью» Каспера Барфоэда террористы захватили поезд в метро (первые эпизоды этого сериала покажут в программе Berlinale Special Series).

И тем не менее, Дитер Косслик очень подробно в своем приветствии говорил о надеждах: «Призрак бродит – и не только по Европе: растерянность есть результат очевидного провала великих утопий и разочарования в глобальном мире. Многие авторы ищут объяснение вселяющему неуверенность настоящему в прошлом. Но постепенно они обнаруживают, что мир все же способен доставлять удовольствие, он достаточно любопытен и может заставить нас удивляться и смеяться. Есть не только большие, но и маленькие утопии, которые говорят нам о том, что завтрашний день наступит. Без утопий мы не сотворим этот мир».

В фильмах, которые в Берлине покажут в ближайшие десять дней, несмотря на все вышеуказанные риски и разочарования, похоже, действительно будет много смешного. Есть, безусловно, «По ту сторону надежды», фильм, который в берлинском конкурсе ждут с особенным нетерпением. А «ПрофиСинема» хотелось бы отметить «темную лошадку» нынешней программы, «Дикую мышь», режиссерский дебют популярного австрийского комика Йозефа Хадера. Судя по анонсу, публику ждет жесткая и бескомпромиссная комедия о социальной борьбе маленького человека с экс-боссом одного из героев.

Ну а вокруг Берлинале, в бытовой его части, политика и почти никакого юмора. В этом году фестиваль усиливает меры безопасности, памятуя о рождественской атаке на город.

«У нас нет данных о том, что готовится спланированное нападение во время фестиваля, но мы будем находиться в состоянии повышенной готовности, — заявил представитель полиции немецкой столицы Винфрид Венцель. – Полицейский с автоматом, к сожалению, уже привычная картина для города после нападения, эта картина будет привычной и во время фестиваля».

Он сообщил также, что доступ транспортных средств к основным фестивальным центрам будет ограничен, а в районе фестивального дворца будут использованы специальные барьеры, чтобы предотвратить повторение рождественской трагедии. Кроме того, полицейские в штатском смешаются с толпой у красной ковровой дорожки.

«Никто не отменил свой визит из страха, спрос со стороны международных гостей в этом году даже больше обычного, они нам доверяют, и они могут нам доверять», — считает Дитер Косслик.

Кстати, прибывающие звезды пользуются случаем и совмещают красную дорожку с чем-то полезным. Ричард Гир, представляющий тут «Ужин», встречается с канцлером страны Ангелой Меркель, чтобы побеседовать о положении дел в Тибете. Меркель благоволит кинематографистам. Она посещала съемочную площадку фильма Стивена Спилберга «Шпионский мост», охотно фотографировалась с самим Спилбергом и с Томом Хэнксом. А в прошлом году встречалась с приехавшим на Берлинале Джорджем Клуни, чтобы поговорить о ситуации с беженцами в Германии.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Материалы партнеров:

Читайте другие новости:

Читайте также

Ученый объясняет, как новейшие вакцины могут помочь в лечении рака

Гинцбург в своем недавнем заявлении обсудил результаты доклинических испытаний вакцины против рака. Он отметил, что вакцина обладает свойством подавлять развитие опухолей, что является многообещающим для будущих методов лечения рака. Эти…

Подробнее...

Безопасность WhatsApp: как избежать ловушек мошенников с помощью настроек конфиденциальности

WhatsApp – это известный мессенджер, который используется миллиардами людей на планете. Однако, с его распространением возникает и множество угроз. Мошенники постоянно разрабатывают новые методы обмана, чтобы получить доступ к личной…

Подробнее...

Сектантский апокалипсис: как страх перед концом света привел к самоповреждениям и трагедиям в СССР и России

В нашем мире существует множество примеров того, как люди готовы жертвовать всем ради обещаний, которые кажутся им заманчивыми. Это стремление к лучшей жизни, к поиску смысла или даже к духовному…

Подробнее...