подробнее

Минобразование против мнения Госдумы: Неграмотные мигранты получат бесплатное образование

В России Госдума одобрила законопроект, который запрещает зачисление в школы детей мигрантов, не владеющих русским языком. Это решение стало следствием сложностей, с которыми сталкиваются школы в различных регионах, где проживают семьи иностранных работников. Дети, не знающие русский, часто не могут успешно учиться и испытывают трудности в общении с окружающими. Издание «Известия» изучило мнение экспертов о том, насколько законопроект соответствует Конституции, поможет ли он улучшить качество образования в российских школах и как быть с детьми мигрантов, которые окажутся вне образовательной системы. Об этом пишет piterburger.ru

Минобразование обходит запрет Госдумы и продолжает обучать мигрантов

11 декабря Госдума на пленарном заседании приняла законопроект, который вводит запрет на зачисление в школы детей мигрантов, не обладающих навыками владения русским языком. Закон был разработан при участии лидеров фракций и спикера Госдумы. Согласно новому законодательству, иностранные граждане должны будут предъявить документы, подтверждающие их законное пребывание в России, для поступления на образовательные программы. Важным условием станет успешное прохождение тестирования на знание русского языка, без которого прием в школу будет невозможен. Порядок и условия тестирования будут установлены Министерством просвещения, а Рособрнадзор обеспечит разработку методических материалов для проведения тестирования.

Согласно данным мониторинга, проведенного Минпросвещения в октябре 2024 года, на начало учебного года 2024/2025 в российских школах учится около 209 тысяч детей иностранных граждан. Наибольшее количество таких учеников зарегистрировано в Московской области (32 357), Москве (25 373) и Санкт-Петербурге (21 212). Также значительное число детей мигрантов обучается в Свердловской, Новосибирской, Калужской и Ленинградской областях.

Из общего числа детей мигрантов 19,9% получают дошкольное образование, 39,2% учатся в начальных классах, 37,7% — в основной школе, и только 3,2% — в средней школе. В Минпросвещения подчеркивают важность интеграции этих детей в российское общество. Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации, отметила, что дети мигрантов, приходящие в школы без знания русского языка, создают серьезные проблемы. По ее мнению, это замедляет учебный процесс и снижает качество образования, что требует внимания со стороны образовательных учреждений.

Алексей Тищенко, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования, отметил, что школы должны принимать всех детей, включая иностранцев, независимо от их языковых навыков. Он также обратил внимание на неравномерное распределение мигрантов по регионам, что усугубляет ситуацию. Дмитрий Казаков, председатель профсоюза «Учитель», подчеркнул, что необходимо создавать специальные условия для детей с низким уровнем знания языка, так как они могут быстро адаптироваться и продолжить обучение на равных с другими.

Таким образом, интеграция детей мигрантов в образовательный процесс является важной задачей, требующей комплексного подхода и активных действий со стороны всех участников образовательного процесса.

Не противоречит ли это Конституции?

Профессор Ирина Абанкина из НИУ ВШЭ высказала свою позицию против инициатив, которые могут ограничить доступ к бесплатному общему образованию в России для детей мигрантов, находящихся в стране на легальных основаниях. Она утверждает, что в условиях нехватки рабочей силы важно обеспечить равные возможности для получения образования, чтобы дети мигрантов могли интегрироваться в российское общество и адаптироваться к местным условиям жизни и работы.

Дмитрий Казаков поддерживает мнение Абанкиной, подчеркивая, что отказ в обучении детям мигрантов из-за незнания языка может привести к их дальнейшей маргинализации. По его словам, такие дети рискуют оказаться вне общества, не получив необходимого образования, что увеличивает вероятность их вовлечения в асоциальные группы и подверженности вредным идеологиям. Борис Илюхин, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования, также предупреждает о высоком риске маргинализации детей, оставшихся без образования, и их вовлечения в противоправные действия.

В то же время, Михаил Авдеенко, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования, считает, что законопроект, который ограничивает доступ к образованию для детей, не знающих русского языка, не нарушает конституционные права. Он утверждает, что человек, не владеющий языком, не может реализовать свое конституционное право на образование. Авдеенко отмечает, что многое зависит от того, как закон будет детализирован в подзаконных актах Минпросвещения и Рособрнадзора. Только после этого можно будет оценить, нарушаются ли права детей мигрантов на образование или нет, и какие последствия это может иметь для общества в целом.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Материалы партнеров:

Читайте другие новости:

Читайте также

Как долго алкоголь влияет на ваше тело: советы для водителей

Скорость метаболизма алкоголя в организме варьируется в зависимости от ряда факторов, включая пол, массу тела, количество выпитого и индивидуальные физиологические характеристики. Мужчины, как правило, выводят алкоголь быстрее, чем женщины. В…

Подробнее...

Как и когда увидеть солнечное и лунное затмения в 2025 году: советы для россиян

2025 год станет знаковым для астрономов, так как весной и осенью произойдут несколько затмений. Явления будут включать как солнечные, так и лунные затмения, и уже опубликованы расписания для наблюдений. К…

Подробнее...

Шокирующие прогнозы синоптиков: аномалии января охватят всю Россию

Синоптики Гидрометцентра представили прогнозы на январь, которые удивили многих россиян. В различных уголках страны температура воздуха значительно отличается от климатических норм, что приводит к формированию необычных погодных условий. Такие аномалии…

Подробнее...

Путешествие в мир славянских традиций: обряды января и связь с предками

Славянская традиция придавала январю особое значение, рассматривая его как месяц, наполненный глубоким смыслом и духовными практиками. Несмотря на холод и зимнюю спячку природы, предки видели в этом времени магию, которая…

Подробнее...