Новости мира: Берлинский международный кинофестиваль с распростертыми объятиями встретил разных мировых знаменитостей
Новости мира: Берлинский международный кинофестиваль с распростертыми объятиями встретил разных мировых знаменитостей. Именно это мероприятие по праву можно назвать одним из самых политизированных во всем мире. Но этот год стал действительно запоминающимся, ведь Берлинале начался с показа фильма «Джанго» Комаре.
«Джанго» — режиссерский дебют Этьена Комара, французского сценариста и продюсера. В главной роли Реда Катеб, кино- и театральный актер алжиро-итальяно-чешского происхождения. «Джанго» — история Жана Рейнхардта, знаменитого гитариста и композитора цыганского происхождения. Комара заинтересовал конкретный отрезок его жизни.
В 40-е Джанго жил и играл во Франции, и когда по всей Европе нацисты уже истребляли его соплеменников, он словно ничего не замечал. В оккупированной Франции на его концертах висят таблички «танцевать запрещено», но публика все равно танцует, так виртуозно он играет.
А вот когнитивно диссонируют с привычным нам образом военные в нацистских мундирах, которые тоже почти приплясывают, эдакие нацистские стиляги. Далеко не все, конечно, кто-то наоборот встает и выходит из зала, гитлеровская Германия, мягко говоря, не приветствовала джаз.
Привычная жизнь музыканта заканчивается, когда его приглашают в тур по Германии и настоятельно рекомендуют поехать. Джанго понимает, что это уже совсем другой коленкор. «Во Франции вам многое позволяют, у нас такое невозможно», — говорит ему пришедший за кулисы немецкий офицер. Музыкант пытается отказаться от гастролей и вместе с семьей пускается в бега.
Режиссерский дебют Комара получился средним, с неплохими актерскими работами. Но как фильм открытия он явно не дотягивает до уровня, допустим, «Отель Гранд-Будапешт» или «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов, не так давно в разные годы открывавших Берлинале.
Возможно решение отборщиков объясняется месседжем этого фильма об искусстве и авторитарной власти: художник не может оставаться безучастным и игнорировать происходящее в мире. Эта мысль повторяется в кадре буквально и довольно настырно.
Начинается «Джанго» с увертюры – гибели слепого поющего цыгана, отказывающегося замечать опасность и поплатившегося за это. «Я играю музыку, мне все равно, кто приходит слушать», — так говорит уже сам Джанго. «Ты заставляешь плохих людей танцевать», — успокаивает его, опасающегося гастролей по нацистской Германии, жена. Комар подтвердил очевидное: он снимал свое кино о человеке, который не видит, что мир меняется, и только когда война подкрадывается персонально к нему, глаза его открываются.
Тема отношений художника и власти, художника, вовлеченного в политику, политики в искусстве будет прослеживаться и в других фильмах фестиваля. Документальный «Процесс: Россия против Олега Сенцова» Аскольда Курова — об обвинении и осуждении режиссера Олега Сенцова (Berlinale Special), «Бойс», конкурсная документальная лента Андреса Файеля — о знаковом художнике, который сделал политическую деятельность частью своего искусства. Очевидно более зрительская «Королева Испании» — об актрисе, которая снимается в кино во франкистской Испании (Berlinale Special).
Мы живем в такое время, когда никто больше не может чувствовать себя в безопасности, даже если мнит себя аполитичным. Во внеконкурсном «Баре» посетители питейного заведения стали жертвами снайпера, а в сериале «Под поверхностью» Каспера Барфоэда террористы захватили поезд в метро (первые эпизоды этого сериала покажут в программе Berlinale Special Series).
И тем не менее, Дитер Косслик очень подробно в своем приветствии говорил о надеждах: «Призрак бродит – и не только по Европе: растерянность есть результат очевидного провала великих утопий и разочарования в глобальном мире. Многие авторы ищут объяснение вселяющему неуверенность настоящему в прошлом. Но постепенно они обнаруживают, что мир все же способен доставлять удовольствие, он достаточно любопытен и может заставить нас удивляться и смеяться. Есть не только большие, но и маленькие утопии, которые говорят нам о том, что завтрашний день наступит. Без утопий мы не сотворим этот мир».
В фильмах, которые в Берлине покажут в ближайшие десять дней, несмотря на все вышеуказанные риски и разочарования, похоже, действительно будет много смешного. Есть, безусловно, «По ту сторону надежды», фильм, который в берлинском конкурсе ждут с особенным нетерпением. А «ПрофиСинема» хотелось бы отметить «темную лошадку» нынешней программы, «Дикую мышь», режиссерский дебют популярного австрийского комика Йозефа Хадера. Судя по анонсу, публику ждет жесткая и бескомпромиссная комедия о социальной борьбе маленького человека с экс-боссом одного из героев.
Ну а вокруг Берлинале, в бытовой его части, политика и почти никакого юмора. В этом году фестиваль усиливает меры безопасности, памятуя о рождественской атаке на город.
«У нас нет данных о том, что готовится спланированное нападение во время фестиваля, но мы будем находиться в состоянии повышенной готовности, — заявил представитель полиции немецкой столицы Винфрид Венцель. – Полицейский с автоматом, к сожалению, уже привычная картина для города после нападения, эта картина будет привычной и во время фестиваля».
Он сообщил также, что доступ транспортных средств к основным фестивальным центрам будет ограничен, а в районе фестивального дворца будут использованы специальные барьеры, чтобы предотвратить повторение рождественской трагедии. Кроме того, полицейские в штатском смешаются с толпой у красной ковровой дорожки.
«Никто не отменил свой визит из страха, спрос со стороны международных гостей в этом году даже больше обычного, они нам доверяют, и они могут нам доверять», — считает Дитер Косслик.
Кстати, прибывающие звезды пользуются случаем и совмещают красную дорожку с чем-то полезным. Ричард Гир, представляющий тут «Ужин», встречается с канцлером страны Ангелой Меркель, чтобы побеседовать о положении дел в Тибете. Меркель благоволит кинематографистам. Она посещала съемочную площадку фильма Стивена Спилберга «Шпионский мост», охотно фотографировалась с самим Спилбергом и с Томом Хэнксом. А в прошлом году встречалась с приехавшим на Берлинале Джорджем Клуни, чтобы поговорить о ситуации с беженцами в Германии.
Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
В 2024 году, учитывая особенности производственного календаря, 30 и 31 декабря объявлены выходными днями. Вторник, 31 декабря, станет выходным благодаря переносу с воскресенья, 7 января 2025 года. Понедельник, 30 декабря,…
Прогнозы о значительном росте цен на новогодние угощения на 50-60% по сравнению с прошлым годом вызывают определенные опасения. Это увеличение цен может быть обусловлено множеством факторов, таких как инфляция, подорожание…
Много лет я задавался вопросом о том, как же можно было поместить человека в гроб, если в нём не видно ни крышки, ни какого-либо другого способа для доступа внутрь. Эта…
Гинцбург в своем недавнем заявлении обсудил результаты доклинических испытаний вакцины против рака. Он отметил, что вакцина обладает свойством подавлять развитие опухолей, что является многообещающим для будущих методов лечения рака. Эти…